АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ
ОСИПОВА ГАЛИНА ЮРЬЕВНА

Телефоны: в Москве +7 (903) 105-95-45, в Санкт-Петербурге +7 (911) 925-05-61

Субсидиарная ответственность руководителя и собственников должника вне банкротства компании-должника.
И как следствие - новые преимущества банкротства перед ликвидацией юридического лица.

арбитражный управляющий Осипова Галина Юрьевна       Банкротство юридического лица ранее всегда привлекало юристов и руководителей кредиторов как уникальная возможность "порыться" в чужой хозяйственной деятельности и попытаться выиграть два вида нигде ранее не разрешенных исков: иск по ретроградной отмене сделок должника и иск о привлечении к субсидиарной ответственности его руководящих лиц.

      Должника же банкротство всегда привлекало возможностью закрыть свое юридическое лицо с долгами и всеми прочими проблемами.

      Попытки как юристов общей практики, так и даже юристов-банкротчиков привлекать руководство и собственников должника к субсидиарной ответственности без введения процедуры банкротства (и соответственно, больших затрат на нее) начались (и довольно успешно) уже давно.

      Так, предлагаю ознакомиться с аргументацией Решения от 4 февраля 2015 г. по делу № 2-337/2015 Мичуринского городского суда (Тамбовская область) по выигранному иску в 2015 году о привлечении директора и собственников должника к личной субсидиарной ответственности по его долгам без введения банкротства.

      После вступления в силу (с конца июня 2017 года) Федерального закона от 28.12.16 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» появилось много статей на тему "Субсидиарка вне банкротства! Новинка!" - хотя по сути, все новое - это хорошо забытое старое (или плохо рекламируемые услуги очень сильных и опытных корпоративных юристов с глубокими знаниями банкротства) {Примечание: банкротство - это часть корпоративного права}.

      При анализе введенных законодателем изменений в законодательство о банкротстве в первую очередь обращает на себя внимание направленность всех нововведений. По сути практически все изменения просто обобщают уже сложившуюся судебную практику корпоративных юристов-банкротчиков и почти все они обращены к юристам налоговой службы.

      Между юристом налоговой службы и юристом - представителем простого кредитора существует гигантская пропасть: налоговой службе доступны все хозяйственные документы, банковские счета, пенсионные и иные отчеты по персоналу, доступна информация о кадровых перемещениях сотрудников между юридическими лицами внутри неофициальных холдингов и материалы всех проверок должников. В то время как юристы - представители кредиторов этого лишены.

      И в старом, и в новом законодательстве о банкротстве - существует очень серьезное и обязательное условие привлечения к субсидиарной внедоговорной ответственности - это документальное доказательство вины привлекаемых лиц.

      Например, компания-должник заключило договор поставки и не оплатило его, а также не заплатило налоги. Легко можно представить себе, что представитель налоговой службы при подготовке иска по привлечению ответственных лиц поднимет все балансы должника и сможет доказать, что на момент заключения договора компания уже обладала признаками неплатежеспособности. Или, если балансы "положительные" - то представитель налоговой, затратив немного больше времени, сможет сопоставить перевод сотрудников в третье юридическое лицо и финансовые потоки в его же адрес (в том числе и через "промежуточные" компании) и доказать вывод активов у должника, в то время как юрист, защищающий интересы простого кредитора это сделать не сможет.

      Не случайно, в первом нашем тезиса была употреблена фраза "уникальная возможность порыться в чужой хозяйственной деятельности" - простой кредитор с целью доказать вину ответственных лиц или вывод его активов - зачастую это сможет сделать исключительно с помощью арбитражного управляющего и только в банкротстве должника.

      Как возможные последствия описываемых изменений законодательства о банкротстве в части субсидиарной ответственности - это вероятное снижение обращений за простой ликвидацией и предпочтение простой ликвидации - судебную ликвидацию через банкротство (в том числе - через предлагаемый пакет услуг упрощенное банкротство должника без активов и долгов с целью закрыть "огрехи" учета либо иные "страшилки").

      Например, новые последствия простой ликвидации компании без официальных долгов в балансе заключаются в том, что после простой (не судебной через банкротство) ликвидации директор и собственники практически лишаются возможности оппонирования по решению налоговой в до начислении налогов, скажем, на основании того, что большинство контрагентов ликвидированной компании являлись компаниями однодневками и отказу в налоговых вычетах за последние три года с требованием к собственникам и руководителю должника погасить все начисленные налоги из личных средств ....

      Можно даже сказать, что с июля-сентября 2017 года, существующее и сдающее хотя бы нулевые балансы юридическое лицо стало своего рода "защитой" его директора и учредителей от истребования любых долгов (в том числе и существующих только в представлениях и решениях налоговой службы) из их личных средств.

      Простая ликвидация (не через банкротство) перестала защищать директоров и собственников от возможных последствий. Скорее наоборот.

      До последних поправок в законодательстве контролирующие лица и тем более учредители не отвечали по долгам компании, которую налоговый орган исключил из ЕГРЮЛ. Кредиторы могли получить денежные средства за счет контролирующих лиц только в процедуре банкротства. Но при ликвидации должника этой возможности уже не было, и кредиторы оставались ни с чем.

      После вступления в силу поправок контролирующие лица ответят по долгам компании, которую налоговая исключила из ЕГРЮЛ как недействующую (п. 3.1 ст. 3 закона об ООО). По новым правилам, если организация исключена, это приравнено к отказу основного должника от исполнения обязательства (абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ). Поэтому можно обращаться с заявлением к контролирующим лицам. Привлечь таких лиц к субсидиарной ответственности можно, если они действовали неразумно или недобросовестно.

      Но опять таки, это доказать гораздо легче представителю налоговой, чем простому кредитору ...

      За 2016 год только по городу Москве было ликвидировано налоговой службой 275.049 юридических лиц. За 2015 год - 92821, то есть почти в 3 раза больше (данные приведены на основании базы данных сайта госкомстата: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=9400085).

      После сентября 2017 года - все ликвидированные юридические лица будут пристально просматриваться налоговой службой на предмет недоплаты налогов ...

      Отдельная ситуация сложилась с аудитом, проведенным по новым правилам: теперь аудиторы обязаны просматривать контрагентов должника на предмет их налоговой благонадежности и "однодневности", давать заключение с рекомендацией о сроках налоговой проверки и включать это заключение в специальный реестр, откуда налоговая автоматически получает информацию о тех или иных выявленных нарушениях.

      Ранее, в законе нельзя было привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и его учредителей после завершения конкурсного производства (п. 5 ст. 10 закона о банкротстве).

      Согласно новому законодательству, кредитор получил возможность обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства. Но для этого опять таки, необходимо соблюсти два условия (абз. 7 п. 5 ст. 10 закона о банкротстве):
      — заявитель узнал или должен был узнать, что есть основания привлечь к субсидиарной ответственности, после завершения конкурсного производства;
      — аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было рассмотрено в деле о банкротстве (то есть, при правильно расставленных акцентах при подготовке и проведении банкротства - можно "заблокировать" все последствия в части привлечения субсидиарной ответственности).

      Остальные последствия изменений в законодательстве покажет дальнейшая судебная практика.

      Предлагаем Вам услуги по банкротству для решения описанных выше ситуаций:
      1. Упрощенное банкротство должника без активов и долгов (с целью закрыть "огрехи" учета либо иные "страшилки"), стоимость составляет от двухсот тысяч рублей;
      2. Добанкротный юридический аудит - представляющий собой проверку и подготовку хозяйственной документации к банкротству, выправлению сомнительных операций и контрагентов и выбор плана проведения банкротства. Cтоимость договорная и зависит от сложности, объема документации и сроков выполнения работ и от суммы решенных проблем, но не зависит от выручки либо стоимости активов должника.
      3. Также рекомендуем "имущим" гражданам, во избежания лишения всего нажитого непосильным трудом в предвидении возможного привлечения их к субсидиарной ответственности проводить превентивное личное банкротство гражданина, которое позволит неоспоримо передать все имущество Вашим кредиторам....
      4. В настоящее время завершается разработка пакета документации по оппонированию налоговой службе в ее требованиях в банкротстве. Для апробирования этой услуги, Вы можете заказать бесплатную консультацию по спорам с налоговой в банкротстве.

      С уважением, арбитражный управляющий Осипова Галина Юрьевна

     



      Буду рада сотрудничеству с Вами.